Современный город Майкоп основан 25 мая 1857 года генералом Козловским, первоначально как русское военное укрепление (один из опорных пунктов Белореченской линии) на территории абадзехов, крупной субэтнической группы адыгов.
В 1870-71 гг. укреплённая штаб-квартира Майкоп становится уездным городом — центром Майкопского уезда Кубанской области, в 1871 году в нём было упразднено военное управление, а в 1878 году введено городовое положение. В 1873 году гербовым отделением в С.-Петербурге создаётся проект герба Майкопа, неполучивший официального утверждения Государственным советом и Императором.
В 1871 году в Майкоп переводится двухклассная горская школа, в 1878 году открывается Майкопское городское трёхклассное училище, 1 июня 1900 года — реальное 6-классное мужское училище. В 1895 г. была открыта Майкопская городская общественная библиотека. В 1900 году был построен пушкинский народный дом. В сентябре 1909 года в районе города было открыто месторождение нефти.
В 1910 году завершилось устройство городской телефонной станции, 12 декабря 1910 года в Майкоп прибыл из Белореченска первый поезд. В 1911 завершено строительство городского водопровода.
После Октябрьской революции в городе была установлена советская власть. 7 сентября 1918 город был занят белыми кубанскими казаками под командованием генерала Покровского, которые организовали казни около 3500 человек, в основном взятых в плен красноармейцев, но также случайных людей[5][неавторитетный источник?]
22 марта 1920 года белых вытеснили из Майкопа части 1-й Конной армии.
27 июля 1922 года Президиум ВЦИК вынес постановление об образовании Черкесской (Адыгейской) автономной области, с расположением органов власти в городе Краснодаре (в состав области не входил). В 1936 году центром Адыгейской автономной области стал Майкоп.
В 1938 году началась прокачка майкопской нефти по нефтепроводу Грозный — Туапсе в Туапсинский порт и на нефтеперерабатывающий завод.
Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 9 августа 1942 года по 29 января 1943 года. 24 октября 1942 года на аэродром был выброшен советский диверсионный Майкопский десант, трагический погибший в ходе неграмотного командования и слабой координации операции.
МАЙКОП. Оккупирован 10 августа 1942 г. Освобождён 29 января 1943 г. войсками ЗакФ в ходе Северо-Кавказской операции:
46 А — 9-я горнострелковая дивизия (полковник Евстигнеев Михаил Васильевич). В освобождении города участвовали Майкопский партизанский отряд «Народные мстители» (Козлов Стефан Яковлевич[6]) и Тульский партизанский отряд № 3 «За Родину» (Свердлов Яков Рафаилович).
— Освобождение городов СССР
.
В 1990 году Адыгейский областной совет народных депутатов принял решение о преобразовании Адыгейской автономной области в Республику Адыгея. 3 июля 1991 года это решение утвердил Верховный Совет РСФСР.
До 2010 года Майкоп имел статус исторического поселения, однако приказом Министерства Культуры РФ от 29 июля 2010 г. № 418/339 город был этого статуса лишён[7].
3 февраля 2014 года в Майкопе прошла эстафета Олимпийского огня, по маршруту от ипподрома до республиканского стадиона в городском парке.
Основным видом транспорта в Майкопе является троллейбус. Депо муниципального унитарного предприятия «Майкопское троллейбусное управление» насчитывает около 50 единиц. Первые два маршрута были открыты 29 ноября 1974 года. В настоящее время в городе 11 троллейбусных маршрутов. В перспективе планируется проложить троллейбусные линии до близлежащих населённых пунктов: хутора Гавердовского и станицы Ханской. Также в городе действует 9 автобусных маршрутов и более 30 маршрутов маршрутных такси.
Схема общественного транспорта Майкопа
В 2007 году в Майкопе был сконструирован и испытан безопасный с экологической точки зрения вид транспорта — гибрид автобуса и троллейбуса, названный электробусом. К сожалению, этот проект развития не получил.
Воздушное сообщение Майкопа с внешним миром осуществляется через аэропорт Майкоп и военный аэродром Ханская. Аэропорт 2 класса Майкоп был способен принимать самолёты Ан-12, Ан-24, Ил-18 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов. Ныне используется как посадочная площадка для вертолётов и лёгких самолётов (Ан-2 и подобные) при авиационных работах. Недостатком данного аэродрома является грунтовая ВПП. В настоящий момент аэропорт гражданскими пассажирскими и грузовыми авиаперевозками не занимается.
Железнодорожное сообщение Майкопа с городами и населёнными пунктами юга России осуществляется по Северокавказской (СКЖД) железной дороге по направлениям: Краснодар — Туапсе, Армавир — Туапсе, Белореченская — Хаджох. Железнодорожный вокзал в Майкопе находится на привокзальной площади на севере города, рядом расположен автовокзал.